Виниловые проигрыватели


Статья Руслан ТАРАСОВ
первоисточник: inthouse.ru


АТАКА КЛОНОВ 
ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МОДНО РАССУЖДАТЬ О «ВИНИЛОВОМ РЕНЕССАНСЕ». НО ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ, ПРОИСХОДИТ ЛИ ОН НА САМОМ ДЕЛЕ. ХОТЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ МНОГО ЛЮБИТЕЛЕЙ ВИНИЛА, О ЕГО ВОЗРОЖДЕНИИ ГОВОРИТЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ. А ВОТ НА ЗАПАДЕ LP В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ ОБРЕТАЮТ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ. ЭТО ЗАМЕТНО ПО АССОРТИМЕНТУ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ HI-FI - В НАШЕМ ТЕСТЕ ИЗ ДЕСЯТИ МОДЕЛЕЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЕЙ ПОЛОВИНА НОВЫЕ! ПУСТЬ.

Goldring GR1.2 € 315
Goldring GR2 € 588
Music Hall MMF-2.1LE $350
NAD C 555 $668
Pro-Ject Debut III € 278
Pro-Ject 2 Xperience € 800
Rega P3 $640
Sherwood PM-9901 $245
Thorens TD-240G € 550

Вы, наверное, заметили, что все три аппарата, которые я описал ранее, появились на свет сравнительно недавно, хотя не каждый, если рассудить, является новинкой в полном смысле этого слова - скорее, это современные реплики конструкций, уже прошедших проверку временем. Еще одна такая «новая модель» под названием Goldring GR1.2 поступила в редакцию на испытания. Вам она ничего не напоминает?
Тонарм, который в описании к аппарату назван Goldring, на самом деле есть не что иное, как RB-250 - один из самых популярных в мире тонармов, разработанный в 80-х годах британской Rega. Я специально сравнивал его с тем, что установлен на Rega P2 выпуска 2002 года - один в один. Закреплен, правда, он не гайкой с нижней стороны стола, а винтами, но изготовлен из оригинальных частей.
А теперь давайте взглянем на конструкцию стола. Электрических разъемов нет ни одного: сетевой и сигнальный кабель (без заземляющей шины!) выходят прямо из корпуса. Крохотный малошумящий двигатель закреплен непосредственно на плите из MDF высокой плотности, в довольно крупный подшипник вставляется шпиндель (приводимый в движение небольшим резиновым пассиком), а на него, в свою очередь, помещается диск, выточенный из MDF, и тоненький войлочный мат. Так вот, все перечисленное (за исключением звукоснимателя - в Goldring, естественно, предпочли поставить головку собственного производства), включая также прозрачный пылезащитный короб, с точностью до миллиметра повторяет конструкцию вышеупомянутого P2! Плагиат? Нет.
Просто Rega решила прекратить выпуск легендарного проигрывателя (разработанного, кстати, еще в 70-х) под собственной маркой, оставив его на конвейере для OEM-поставок. Забегая вперед, скажу, что такой простой возможностью пополнить свой модельный ряд проигрывателем, который в любых тестах все еще способен попортить нервы конкурентам, на сегодняшний день воспользовалась не только компания Goldring, но и другие производители Hi-Fi.
Однако сейчас интересно получить ответ на другой вопрос: не сказалась ли смена «фамилии» на звуковых качествах нестареющей конструкции? Прогон диска «Vinyl Essentials» выявил следующую картину. Резонанс между 12 и 14 Гц, колебания невелики - отличная настройка! Дорожка 50 микрон считывается стабильно, а 60 - нет. Это уже настораживает, но еще не означает, что музыкальные программы будут воспроизводиться искаженно.
Звучание современных LP подкупает ясностью и богатой нюансировкой в основной музыкальной полосе. Бас также очень хорош, чуть скудноват на фундаментальные составляющие, зато ударные выделены как живые. Верхний диапазон воспроизведен линейно, признаки подкраски можно найти только на самых высоких воздушных гармониках. Единственное, что выдает в звучании головки Elektra ее истинную цену, - довольно условная деталировка дискантов: звук достаточно чист, но упрощен. И сцена мне показалась не такой материальной, как у проигрывателя MMF-2.1LE (который, кстати, оснащен головкой классом ниже). Но когда начинаешь проигрывать на GR1.2 хорошо сохранившиеся старые винилы, выпущенные в 60 - 70-х, то этот аппарат выглядит предпочтительнее даже модели-донора с оригинальным звукоснимателем Rega Basic.
НАШ СОВЕТ
Надежность следования звукоснимателя Elektra не выдающаяся, поэтому для проигрывания изношенных винилов запаситесь сменной сферической иглой от Elan.
ПОРАДОВАЛО
Умеренный уровень рокота и фона для столь простой конструкции. Ясное и богатое звучание с четко проработанными басами и почти не окрашенными дискантами.
ОГОРЧИЛО
Звуковая сцена отличается глубиной, но все же слегка размыта. Высокочастотный регистр недостаточно детализирован, хотя динамика на ВЧ весьма недурна.


Виниловый проигрыватель Goldring GR1.2



ЗВУЧАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ LP ПОДКУПАЕТ ЯСНОСТЬЮ И БОГАТОЙ НЮАНСИРОВКОЙ В ОСНОВНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ, УДАРНЫЕ ВЫДЕЛЕНЫ КАК ЖИВЫЕ.

Вы, наверное, заметили, что все три аппарата, которые я описал ранее, появились на свет сравнительно недавно, хотя не каждый, если рассудить, является новинкой в полном смысле этого слова - скорее, это современные реплики конструкций, уже прошедших проверку временем. Еще одна такая «новая модель» под названием Goldring GR1.2 поступила в редакцию на испытания. Вам она ничего не напоминает?
Тонарм, который в описании к аппарату назван Goldring, на самом деле есть не что иное, как RB-250 - один из самых популярных в мире тонармов, разработанный в 80-х годах британской Rega. Я специально сравнивал его с тем, что установлен на Rega P2 выпуска 2002 года - один в один. Закреплен, правда, он не гайкой с нижней стороны стола, а винтами, но изготовлен из оригинальных частей.
А теперь давайте взглянем на конструкцию стола. Электрических разъемов нет ни одного: сетевой и сигнальный кабель (без заземляющей шины!) выходят прямо из корпуса. Крохотный малошумящий двигатель закреплен непосредственно на плите из MDF высокой плотности, в довольно крупный подшипник вставляется шпиндель (приводимый в движение небольшим резиновым пассиком), а на него, в свою очередь, помещается диск, выточенный из MDF, и тоненький войлочный мат.

Так вот, все перечисленное (за исключением звукоснимателя - в Goldring, естественно, предпочли поставить головку собственного производства), включая также прозрачный пылезащитный короб, с точностью до миллиметра повторяет конструкцию вышеупомянутого P2! Плагиат? Нет. Просто Rega решила прекратить выпуск легендарного проигрывателя (разработанного, кстати, еще в 70-х) под собственной маркой, оставив его на конвейере для OEM-поставок. Забегая вперед, скажу, что такой простой возможностью пополнить свой модельный ряд проигрывателем, который в любых тестах все еще способен попортить нервы конкурентам, на сегодняшний день воспользовалась не только компания Goldring, но и другие производители Hi-Fi.
Однако сейчас интересно получить ответ на другой вопрос: не сказалась ли смена «фамилии» на звуковых качествах нестареющей конструкции? Прогон диска «Vinyl Essentials» выявил следующую картину. Резонанс между 12 и 14 Гц, колебания невелики - отличная настройка! Дорожка 50 микрон считывается стабильно, а 60 - нет. Это уже настораживает, но еще не означает, что музыкальные программы будут воспроизводиться искаженно.
Звучание современных LP подкупает ясностью и богатой нюансировкой в основной музыкальной полосе. Бас также очень хорош, чуть скудноват на фундаментальные составляющие, зато ударные выделены как живые. Верхний диапазон воспроизведен линейно, признаки подкраски можно найти только на самых высоких воздушных гармониках.
Единственное, что выдает в звучании головки Elektra ее истинную цену, - довольно условная деталировка дискантов: звук достаточно чист, но упрощен. И сцена мне показалась не такой материальной, как у проигрывателя MMF-2.1LE (который, кстати, оснащен головкой классом ниже). Но когда начинаешь проигрывать на GR1.2 хорошо сохранившиеся старые винилы, выпущенные в 60 - 70-х, то этот аппарат выглядит предпочтительнее даже модели-донора с оригинальным звукоснимателем Rega Basic.

Производитель: Armour Home Electronics (Великобритания)
Скорость вращения: 33,33 и 45 оборотов в минуту
Звукосниматель: Goldring Elektra
Тонарм: Goldring (RB-250)
Ширина: 447 мм
Глубина: 365 мм
Высота: 115 мм
Вес проигрывателя: 5,25 кг
Цена:  €315

НАШ СОВЕТ
Надежность следования звукоснимателя Elektra не выдающаяся, поэтому для проигрывания изношенных винилов запаситесь сменной сферической иглой от Elan.
ПОРАДОВАЛО
Умеренный уровень рокота и фона для столь простой конструкции. Ясное и богатое звучание с четко проработанными басами и почти не окрашенными дискантами.
ОГОРЧИЛО
Звуковая сцена отличается глубиной, но все же слегка размыта. Высокочастотный регистр недостаточно детализирован, хотя динамика на ВЧ весьма недурна.


Виниловый проигрыватель Goldring GR2



ЗВУК НЕОБЫЧАЙНО ДЕТАЛЕН. ПОСТРОЕНИЕ И ЧЕТКОСТЬ ЛОКАЛИЗАЦИИ ЗВУКОВОЙ СЦЕНЫ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ЛЮБОГО ИСТОЧНИКА

Как говорится, и снова здравствуйте! Достаю из коробки второй проигрыватель Goldring, который на сайте компании представлен как «New», и снова вижу перед собой... стол живущей в веках Rega P2.
Первая мысль: или у меня глюки, или у Goldring проблемы с логистикой. Уже третий раз в этом тесте под видом новинки попадается одна и та же конструкция образца 1975 года, только теперь за нее просят не 100 фунтов (примерно за столько в Интернете продают свои подержанные P2 британские меломаны), не 380 (вариант GR1.2) и даже не 670 (модель C 555), а почти 720 долларов. Чем же объясняется эта цена?
Прежде всего дороговизной входящей в комплект головки. Теперь берем калькулятор. В розницу Goldring 1012GX стоит С= 190. Получается, за стол с тонармом придется выложить как бы С= 398 - больше, чем за аналогичный GR1.2, который уже укомплектован головкой за С= 60! Снова неувязка...

И сейчас не спешите с выводами. Если вы думаете, что, купив отдельно самый доступный проигрыватель Goldring и отдельно - их же недешевый картридж 1000-й серии, вы сможете сэкономить деньги на два-три аудиофильских виниловых диска, да еще получить запасную головку Elektra, то ошибаетесь. Дело в том, что GR2 является не клоном P2, а усовершенствованной версией. Перечень отличий невелик, но они принципиальны. Платформа диска сделана комбинированной - между пластинами из MDF помещена металлическая вставка. Это позволило увеличить момент инерции, улучшить антирезонансные свойства и при этом избежать излишней массы. В проигрывателе установлен улучшенный подшипник (тоже не секрет, что от P3), благодаря которому разработчики понизили уровень рокота. Наконец, сам тонарм (RB-250) закреплен как на оригинале, огромной гайкой, только на более высоком армборде. Звукосниматель вообще заслуживает отдельного рассказа, но достаточно упомянуть, что в нашем тесте это единственная штатная головка с гиперэллиптической иглой. Что это сулит?
Сначала сухие цифры: частота резонанса тонарма с картриджем 1012GX оказалась низковата, в области 8 - 10 Гц, зато амплитуда раскачки настолько мизерна, что резонанс можно не принимать во внимание. Надежность следования составила 80 микрон - значение, типичное для всех высококлассных головок. Перед прослушиванием сразу отметил один серьезный недочет: если сигнальный кабель проходит недалеко от силовых проводов и трансформаторов, уровень фона заметно повышается. А ведь земляной шины у GR2 не предусмотрено вообще, бороться с наводками в развитой системе будет сложно.
Воспроизведение музыкальных дисков никаких сомнений не оставило - выдающийся аппарат! Звук необычайно детален. Дисканты проработаны с ювелирной точностью, хотя порой кажутся слегка переакцентированными (это наблюдается только с фонокорректорами, у которых входная емкость менее 100 пФ). Середина предельно чиста и потому сначала ошибочно воспринимается как безэмоциональная. Бас выливается мощными, но строго контролируемыми сгустками энергии. Построение и четкость локализации звуковой сцены может служить образцом для любого источника. Даже в знакомых до мелочей LP с GR2 открываешь для себя много нового. Аудиофильская вещь.

Производитель: Armour Home Electronics (Великобритания)
Скорость вращения: 33,33 и 45 оборотов в минуту
Звукосниматель: Goldring 1012GX
Тонарм: Goldring (RB-250)
Ширина: 447 мм
Глубина: 365 мм
Высота: 115 мм
Вес проигрывателя: 5,4 кг
Цена:  €588

НАШ СОВЕТ
Два шага к совершенству: найти качественный фонокорректор с входной емкостью в пределах 100 - 147 пФ, а затем проследить, чтобы сигнальный кабель не проходил вблизи питающих.
ПОРАДОВАЛО
Бескомпромиссное по чистоте и выразительное звучание благодаря звукоснимателю, который обладает высоким гармоническим и пространственным разрешением.
ОГОРЧИЛО
Картридж чрезмерно чувствителен к входной емкости, а вся сигнальная цепочка - к электромагнитным наводкам.


Виниловый проигрыватель Music Hall MMF-2.1LE



МУЗЫКАЛЬНЫЙ БАЛАНС ВЫДЕРЖАН ПРЕКРАСНО, ЗВУК НАДЕЛЕН ЭНЕРГИЕЙ И ЧЕТКО, МОЖНО ДАЖЕ СКАЗАТЬ МАТЕРИАЛЬНО, ОФОРМЛЕН В ПРОСТРАНСТВЕ

Американская компания Music Hall, объединившая под своим началом ряд довольно известных в Европе и США Hi-Fi-брэндов, вертушки выпускает все же под своей маркой. MMF-2.1LE (Limited Edition указывает на нестандартную и к тому же весьма нарядную отделку а-ля «Феррари») увидела свет в 2000 году, хотя конструктивно повторяет наиболее удачные неавтоматические модели 70-х.
На четырех ножках покоится простая плита из MDF, в которой на резиновых траверсах закреплен моторчик, передающий с помощью пассика крутящий момент на шпиндель субдиска. Сам винил кладется на весьма массивный (в описании 1,7 кг, на самом деле - немногим больше кило) стальной блин с 2-миллиметровым войлочным матом.
Понятно, что к любому новому производителю вертушек меломан относится с известным недоверием, даже если с виду аппарат напоминает прославившиеся своей гениальной простотой «Реги» и «Прожекты». Скепсис не оставлял и меня, пока не увидел коробку - в точно такой же упаковке, вплоть до расположения наклеек и штампов проверки, поступают в продажу вертушки Pro-Ject. А это значит, что изготовлен MMF-2.1LE там же, на чешском предприятии SEV Litovel, и сделан, надо полагать, с таким же качеством.
Так оно и есть, но конструктивно Music Hall оказался отнюдь не переименованным «Прожектом». Стол имеет проточку.

Механизм тонарма внешне похож на тот, что применялся в моделях «Комфорт», но наверняка упрощен (убран автостоп), да и коромысло позаимствовано у самых ранних «Дебютов» Pro-Ject. Наконец, и картридж в описании указан неизвестный науке Music Hall Tracker. Однако при первом взгляде становится понятно, что это переименованный Goldring Elan или Elektra. Сравниваю характеристики - да, Elan со сферической иглой, головка за С= 40.
Проверка специальными шаблонами и тестовым диском дала хороший результат: геометрия выставлена почти идеально (понадобилось лишь слегка уточнить азимут), звукосниматель надежно проходит 60-микронную дорожку и при небольшом увеличении прижимной силы - 70-микронную. Характеристики тонарма согласованы с головкой образцово: резонанс приходится на 12 Гц, раскачка минимальна. Уровень рокота и фона настолько мал, что ему позавидует владелец вертушки вдесятеро дороже.
А сам звук? Мне не раз доводилось слышать хорошие отзывы о недорогих головках Goldring (да простят меня в Music Hall - буду называть вещи своими именами), но от самого простого звукоснимателя с допотопным сферическим алмазом я не ожидал такого. Музыкальный баланс выдержан прекрасно, звук наделен энергией и четко, можно даже сказать, материально оформлен в пространстве (впрочем, источники в сцене все же слегка укрупнены). Басовый диапазон несколько поджат снизу, зато хорошо прорисован, гармонично и щедро передается вокал. Есть, конечно, и недочеты: на верхней середине заметна «шершавая» подкраска, высшие частоты воспроизводятся без тонких деталей. Но, знаете, поменять картридж на более дорогой желания не возникает. В погоне за аудиофильскими изысками так легко потерять главное достоинство MMF-2.1LE - органичность воспроизведения, его музыкальную цельность и осмысленность.

Производитель: Music Hall (США)
Скорость вращения: 33,33 и 45 оборотов в минуту
Звукосниматель: Music Hall Tracker
Тонарм: SEV Litovel, 9''
Ширина: 415 мм
Глубина: 320 мм
Высота: 110 мм
Вес проигрывателя: 7 кг
Отклонение скорости: ±0,9 %
Детонация: ±0,15 %
Уровень рокота: -70 дБ
Цена:  €350


НАШ СОВЕТ
Улучшить качество звучания вертушки можно не только заменой звукоснимателя, но также подбором прижима на диск и конусных виброизолирующих опор под стол.
ПОРАДОВАЛО
Мизерный уровень фона и рокота. Прекрасный музыкальный баланс. Информативно и колоритно воспроизводится басовая область и нижний голосовой регистр.
ОГОРЧИЛО
Верхний диапазон недостаточно тонко детализирован, высокие голоса передаются с легкой подкраской, басовый диапазон обделен самыми низкими составляющими.


Виниловый проигрыватель NAD C 555



ЭТО, БЕЗУСЛОВНО, ОЧЕНЬ УДАЧНЫЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ ДЛЯ УСТАНОВКИ ДРУГИХ ЗВУКОСНИМАТЕЛЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ВЕСЬМА ДОРОГИХ

Знакомясь с новинкой NAD, я сначала порадовался тому, что C 555 является, как и Goldring GR1.2, копией вертушки Rega P2, а следовательно, звучать посредственно не может. Разница прослеживается только в отделке. Стол проигрывателя окрашен в типичный для NAD'овских компонентов светло-серый цвет.
Пылезащитная крышка отформована не из прозрачного, а из тонированного пластика. Тонарм с наклейкой NAD на самом деле - RB-250. И картридж знакомый - Goldring Elektra. О конструкции стола повторяться не буду - я ее уже описывал.
Но радость была недолгой. Чем я объясню значительную разницу в цене одинаковых моделей?

Ну, за отделку накинули, за престиж марки NAD, в конце концов, Goldring на свою вертушку монтирует картридж собственного производства, а для NAD - это как бы покупная деталь. Но все равно доплата, на мой взгляд, неоправданная - более 250 долларов! А ведь назревала еще одна (теперь для меня, а не для вас) проблема: если аппарат окажется таким же и по звуку, как описать его, не повторяясь в заключениях?
Из промеров тестовым диском и прослушиваний я сделал только один утешительный вывод: проигрывателю NAD достался чуть более удачный по стабильности считывания образец картриджа. Иных отличий, как и ожидалось, не было. И тут возникла спасительная идея: надо опробовать C 555 c другими звукоснимателями! Головки Rega отпали сразу, они рассчитаны на тонармы, шелл которых поднят над диском на 13 - 14 мм, а штатный «Голдринг» выше на 3 мм (вот почему у реплик P2 под пятки тонарма установлены проставки - для соблюдения VTA). Зато идеально подходили по параметрам головки Grado и Audio-Technica.
Итак, NAD + Grado Prestige Gold. Тест на резонанс тонарм сразу не прошел - кантиливер у этих головок жестче, раскачка принимает опасные масштабы уже на 14 Гц. Без «тюнинга» звучание получается ослабленным по басам, хотя весьма реалистичным в верхнем диапазоне. Но если слегка утяжелить шелл тонарма (я использовал специальные металлические прокладки), можно увести резонанс в нужную область и получить весьма артикулированный подвижный бас. В целом результат впечатляет: саунд плотный, хорошо детализированный в голосовой полосе и лишь немного зажат в верхах, что не мешает британо-американской комбинации с блеском воспроизводить аудиофильские LP.
С головкой AT440ML тоже возникли резонансные проблемы, но в меньшей степени, поэтому я не стал ничего изобретать. Звучание оставило смешанные чувства. Японский звукосниматель дает рафинированный звук на высших частотах, не вносит ни малейшей подкраски в самой чувствительной для слуха полосе 2 - 5 кГц и немного малодушничает в голосовом диапазоне.
Большинство пластинок вертушка с этим картриджем проиграла формально и механистично, но для старых винилов комбинация показалась мне самой подходящей - в звуке появилась свежесть, значительно снизились шум и потрескивание. В последней части теста я поясню, отчего возник эффект, а здесь поделюсь другими соображениями. Древний «Планар» в исполнении NAD - это, безусловно, очень удачный проигрыватель для установки других звукоснимателей, в том числе и весьма дорогих. Может быть, компании стоит предусмотреть версию и без картриджа?

Производитель: NAD Electronics International (Канада)
Скорость вращения: 33,33 и 45 оборотов в минуту
Звукосниматель: Goldring Elektra
Тонарм: NAD (RB-250)
Ширина: 447 мм
Глубина: 365 мм
Высота: 115 мм
Вес проигрывателя: 5,25 кг
Цена: €668

НАШ СОВЕТ
Пользуйтесь тем, что у С 555 шелл тонарма приподнят над диском на стандартную высоту. Вы можете смело пробовать головки с монтажной высотой 17 - 18 мм.
ПОРАДОВАЛО
Улучшенная отделка по сравнению с оригиналом - Rega P2. Ясное и богатое звучание со штатным звукоснимателем марки Goldring.
ОГОРЧИЛО
За клеймо NAD надо прилично доплатить. С момента разработки этой конструкции прошло больше 30 лет, а значение детонации и отклонения скорости остаются секретом.


Виниловый проигрыватель Pro-Ject Debut III



В ВИОЛОНЧЕЛЬНОМ МНОГОЗВУЧИИ БОЛЬШОГО ОРКЕСТРА СЛЫШЕН КАЖДЫЙ ИНСТРУМЕНТ, И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОНИ НЕ ПОДАВЛЯЮТ ДРУГИЕ ГРУППЫ

Вот дошла очередь и до продукции австрийской компании Pro-Ject, имя которой известно каждому любителю винила. На сегодняшний день это единственная фирма, сосредоточившаяся на выпуске (точнее сказать - на разработке, поскольку производство передано чешскому предприятию SEV Litovel) только LP-проигрывателей различных ценовых категорий и всех сопутствующих им электронных блоков, узлов и принадлежностей. Сравнительно недавно Pro-Ject предприняла серьезную попытку укрепиться и на рынке самых доступных вертушек (ценой не более $300). Результат, который возлагали на проигрыватели серии Debut, кажется, оправдал все ожидания - аппарат собрал массу наград от специализированных журналов.
В нашем тесте - очередной третий Debut, который выпускается не только в разных цветовых вариантах, но и в нескольких модификациях (есть версии со встроенным фонокорректором, а есть - с электронным переключением скорости вращения).
Отобранный нами аппарат, наоборот, доступен по цене и прост до предела: прямоугольный стол выполнен из массива MDF и отделан черным рояльным лаком. В нем закреплен простейший подшипник (изготовлен, кстати, с прецизионной точностью), а на траверсах подвешен легкий, но достаточно мощный мотор, питающийся от источника переменного напряжения 16 В. Привод - пассиком на шпиндель, на который ложится стальной диск и войлочный мат. Четыре ножки не регулируются, зато отлично выполняют виброизолирующие функции.

Изменен, в отличие от прежних «Дебютов», тонарм: и его механизм, и само коромысло теперь идентичны тем, что применяются на более дорогих «Прожектах». Антискейтинг решен в типичной для австрийской фирмы манере - компенсирует скатывающую силу небольшой грузик, подвешенный на тонкой леске через поводок. К особенностям также можно отнести то, что тонарм допускает перенастройку всех установочных параметров практически под любые головки. Штатным звукоснимателем является Ortofon OM 5E, но компания обещает выпустить версию Debut III SE с продвинутым Ortofon OM 10E.
Базовые проверки дают многообещающий результат. «Ортофоновская» головка чисто проходит все тесты на надежность следования, кроме самого сложного, 100-микронного. Резонанс подвижной системы несколько снижен, где-то между 8 и 10 Гц, но амплитуда раскачки тонарма на этих тестах не угрожающая. Особо хочется отметить виброизоляцию - для проигрывателя такой цены и массы она отменная.
Рокота также не слышно. А вот звучание датской популярной и недорогой головки уже на любителя. Нижний бас выражен отлично.
В нижнем и среднечастотном регистре артикуляция просто бесподобная: в виолончельном многозвучии большого оркестра слышен каждый инструмент, и в то же время они не подавляют другие группы и ударные. Выразительно воспроизведен мужской вокал.
Минусы: подкрашены голосовые сибилянты, немного искаженно передан женский вокал, скрипки и медные духовые звучат резковато, даже агрессивно. За звуковую сцену можно было бы поставить твердую четверку, если бы не ошибки в локализации высокочастотных инструментов, смещенных от центра - такие «липнут» к колонкам, нарушая иллюзию трехмерности.

Производитель: Pro-Ject Audio Systems (Австрия)
Скорость вращения: 33,33 и 45 оборотов в минуту
Звукосниматель: Ortofon OM 5E
Тонарм: Pro-Ject Type 8,6''
Ширина: 415 мм
Глубина:320 мм
Высота: 118 мм
Вес проигрывателя: 5,25 кг
Уровень рокота: -65 дБ
Отклонение скорости: ±0,8 %
Детонация: ±0,12 %
Цена: €278

НАШ СОВЕТ
Вам не стоит менять модель картриджа, если состояние пластинок в вашей коллекции идеальным уже никак не назовешь - Ortofon OM 5E отлично с ними поладит.
ПОРАДОВАЛО
Отличная виброизоляция. Малый уровень рокота и фона. Четко и насыщенно воспроизводит нижний диапазон. Отлично артикулирована середина.
ОГОРЧИЛО
Звуковая сцена локализуется с погрешностями. Верхний диапазон подкрашен, смычковые и медь звучат несвободно и даже немного агрессивно.


Виниловый проигрыватель Pro-Ject 2 Xperience





ИСТОЧНИКИ В СЦЕНЕ ИЗУМИТЕЛЬНО ЭШЕЛОНИРОВАНЫ И НЕ СЛИПАЮТСЯ ДРУГ С ДРУГОМ, ДАЖЕ КОГДА ВОСПРОИЗВОДИТСЯ БОЛЬШОЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Разнообразие модельного ряда Pro-Ject Audio Systems позволило включить в наш тест не только недорогой Debut III и 1 Xpression, но также еще одну вертушку этой марки, что на моей памяти мы делаем впервые.
Новенький 2 Xpirence разительно отличается от всех аппаратов в нашем тесте. Сильный визуальный эффект достигается не только прозрачным столом, изготовленным из акрила (этим раньше могли похвастать обычно или более дорогие, или дизайнерские проигрыватели), но также высококлассным тонармом Pro-Ject 9с c карбоновой конической трубкой, эффективный вес которого составляет 11 г. Он - универсальный механизм с исчерпывающим набором регулировок (за исключением антискейтинга, который сделан в виде грузика на поводке и потому имеет лишь три дискретные установки: 1, 2 и 3 г). На тонарм 9с можно установить картриджи весом от 6 до 10 г, а при использовании увеличенного противовеса - и до 14. В сложном поворотном узле тонарама - высокоточные инвертированные подшипники. Основной подшипник стола также не простой, а с сепаратором и шариками. Кстати, качество подгонки оси диска мне сначала показалось недостаточно высоким, но позже, когда детали притерлись, претензий к этому узлу не возникало. Привод пассиковый, осуществляется непосредственно на массивную двухкилограммовую платформу из MDF и стали, которая вдобавок снабжена винтовым прижимом.
В комплекте прилагается пылезащитный прозрачный короб, фонокабель (увы, доверия большого не вызывает), а также три отличных конусных опоры с сорботановым демпфером.

В принципе, эти ножки могут выполнять и юстировочные функции, но я сразу предостерегаю вас от этого: привинтите все с одинаковым незначительным усилием, а горизонтальности добивайтесь полкой, на которой будет установлен 2 Xpirence.
Монтаж картриджа Goldring 1042 с гиперэллипсной иглой много времени не занял, причем точность установки всех углов получилась в буквальном смысле эталонной. То же подтвердили и тесты: резонанс ровно на 10 Гц при едва видимой раскачке, точность следования - до 90 микрон без малейших искажений.
Рокот едва заметен, фона нет вообще. При прослушивании меня сначала насторожил заметный подъем на самых высоких частотах, но стоило переключателями увеличить на фонокорректоре входную емкость, как звук тут же приобрел должный тональный баланс. Источники в сцене изумительно эшелонированы и не слипаются друг с другом, даже когда воспроизводится большой симфонический оркестр.
Лишь на старых дисках, записанных с повышенным уровнем, иногда звуки словно раздваиваются, а на tutti могут проявиться незначительные искажения. Еще лучший результат показал звукосниматель Goldring Elite с подвижной катушкой, который я установил не ради праздного любопытства, а для следующего теста фонокорректоров.
Все проблемы с воспроизведением сложных музыкальных программ, да еще на винилах не первой свежести, как рукой сняло, а если подобрать силу затяжки прижима, саунд получается человечным и естественным. Но даже из этой идиллии можно выжать еще немного музыки. Как - наш традиционный совет.

Производитель: Pro-Ject Audio Systems (Австрия)
Скорость вращения: 33,33 и 45 оборотов в минуту
Звукосниматель: Goldring 1042
Тонарм: Pro-Ject 9c
Ширина: 460 мм
Глубина: 350 мм
Высота: 133 мм
Вес проигрывателя: 7,6 кг
Уровень рокота: -70 дБ
Отклонение скорости: ±0,5 %
Цена: €800
Детонация: ±0,8 %

НАШ СОВЕТ
При использовании звукоснимателя MC попробуйте подключить сигнал через специальный повышающий трансформатор - результат может оказаться откровением.
ПОРАДОВАЛО
Серьезная конструкция. Тонарм позволяет точно настроиться под картриджи со стандартным креплением любого типа и веса. Высокий музыкальный потенциал.
ОГОРЧИЛО
Фонокабель из комплекта имеет посредственные разъемы. Недорогие картриджи с этим столом звучат, как ни странно, не так выразительно, как на более простых вертушках.


Виниловый проигрыватель Rega P3




ПУНКТУАЛЬНЫЙ НАТУРАЛЬНЫЙ БАС, НЕЙТРАЛЬНЫЙ, НО ПРИ ЭТОМ НЕ СКУЧНЫЙ И НИСКОЛЬКО НЕ НАЗОЙЛИВЫЙ ВЕРХ, ОДУШЕВЛЕННАЯ СЕРЕДИНА - ТАКОВЫ ФОРМАЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Вот вертушка, которая в представлении не нуждается. Planar 3 в свое время произвела настоящий фурор среди любителей грамзаписи. Она до сих пор остается одним из самых желанных аппаратов для тех, кому средства не позволяют приобрести бескомпромиссный проигрыватель уровня High End или кому не хватает времени и терпения на поиски первоклассной машины золотой виниловой эпохи - то, что теперь заядлые винильщики называют вкусным словом «винтаж».
Рой Ганди, главный идеолог Rega Research, этой простой как топорище «мануальной» вертушке с пассиковым приводом посвятил внимания не меньше, чем куда более изощренным своим разработкам. Подобно японцу, который всю жизнь готов доводить до идеала простейшую вещь, он постоянно улучшал этот проигрыватель, хотя вообще по жизни придерживается несколько иного принципа: изделие должно быть доступным, эффективным и самодостаточным.
Многие удивляются, когда узнают, что нынешня «трешка» - это уже совсем не тот Planar 3, каким он был в 1977-м. За свою почти тридцатилетнюю историю аппарат претерпел массу модернизаций, из которых самая значительная была в восьмидесятых - появился тонарм RB-300. Окончательный «апгрейд» состоялся несколько лет назад, причем после него аппарат и стал зваться просто P3. Последний «планар», которым я долгое время сам пользовался (образца 1999 г.), обладал досадным недочетом - двигатель был закреплен на слишком мягких траверсах и в момент включения, пока раскручивался массивный стеклянный диск, шкивом касался монолитного стола. В современной P3 проблема решена кардинально: нет траверсов - нет отклонений!

Ганди посчитал, что лучше взять новый мотор с предельно низким уровнем шума и жестко закрепить его в столе, чем городить даже простейшую виброзащиту. А результат?
Двигатель «Планара» не отличался мощностью, но новый, кажется, стал еще слабее. Маховик диска раскручивается медленно, но это лишь половина дела - подождать четыре-пять секунд сможет даже самый нетерпеливый слушатель. Но когда при чистке пластинки диск начинает останавливаться от легкого прикосновения щетки - это уже требует выдержки. К счастью, в процессе воспроизведения детонации не наблюдается. Да и уровень рокота в самом деле остался невысок.
Головка Elys 2, которую в этом году начала выпускать Rega, уверенно прошла тесты «Vinyl Essentials», показав надежность следования 70 микрон (прежние головы этой марки не всегда проходили 60-микронный тест). Тонарм начал едва колебаться на частоте 8 и 10 Гц, а на остальных инфранизких частотах стоял как влитой.
Звучание Elys 2 удивило чистотой (это качество тоже не являлось сильной стороной звукоснимателей Bias, Super Bias и Elys). Пунктуальный натуральный бас, нейтральный, но при этом не скучный и нисколько не назойливый верх, одушевленная середина - таковы формальные определения. Звуки в сцене исходят свободно и не стекаются к излучателям. И еще один удивительный эффект: новые винилы звучат подчеркнуто современно, а старые переносят тебя в историю.
В общем, это не проигрыватель, а нечто большее - музыкальная машина времени. Причем пока единственная в тесте, которая играючи смогла воспроизвести даже самые сложные программы из нашей подборки.

Производитель: Rega Research Ltd (Великобритания)
Скорость вращения: 33,33 и 45 оборотов в минуту
Звукосниматель: поставляется отдельно, в тесте - Rega Elys 2
Тонарм: Rega RB-300
Ширина: 447 мм
Глубина: 365 мм
Высота: 115 мм
Вес проигрывателя: 7,1 кг
Цена: €640

НАШ СОВЕТ
Поскольку аппарат продается без картриджа, есть соблазн поставить на P3 какую-нибудь MC-экзотику. Однако выбросите из головы эту мысль. Exact или Elys 2.
ПОРАДОВАЛО
Звук более открыт и чист, чем у прежних звукоснимателей уровня Bias и Elys. Безукоризненно выдержан музыкальный баланс. Правдоподобная сцена.
ОГОРЧИЛО
Крутящий момент двигателя понижен. Регулировки азимута и VTA заводские - в домашних условиях изменить их под головки других производителей проблематично.


Виниловый проигрыватель Sherwood PM-9901



К МЕХАНИКЕ ПРЕТЕНЗИЙ НЕТ: ДЕТОНАЦИЯ НЕ ЗАМЕТНА, СКОРОСТЬ НЕ ПЛАВАЕТ, РЕГУЛИРОВКИ ТОНАРМА ДОСТАТОЧНЫ, ЛИФТ РАБОТАЕТ ЧЕТКО И АККУРАТНО

Итак, вот первая новинка - проигрыватель PM-9901, который выглядит, сами видите, явно солиднее своего ценника. Компания Sherwood, имеющая репутацию производителя качественной бюджетной аппаратуры, начала выпускать эту модель год-полтора тому назад, то есть по «виниловым» меркам, можно сказать, только что. Однако при близком знакомстве с PM-9901 выясняется ряд любопытных подробностей.
Эта вертушка буквально один в один... нет, даже не скопирована, а клонирована с профессиональной Audio-Technica AT-PL120, которая сходит с конвейера уже достаточно давно. На PM-9901 установлен родной аудиотехниковский S-образный тонарм с быстросъемным шеллом, применена отработанная схема прямого привода с алюминиевым 330-миллиметровым диском, без изменений выполнен корпус, покоящийся на крупных ножках. Тогда почему PM-9901 получился почти на 150 долларов дешевле оригинального AT-PL120? Отчасти из-за звукоснимателя - профессиональная версия комплектовалась головкой с увеличенной силой прижима ATP-2, а шервудовская оснащена картриджем для бытового применения - тридцатидолларовой Audio-Technica AT 90.
Упрощено и управление. Разработчики убрали две кнопки, которые включали стабилизацию вращения или, наоборот, позволяли оперативно регулировать скорость (Pitch-контроль при этом они оставили - характерный ползунок и придает аппарату «ди-джейский» вид).
Проверка на геометрию PM-9901 сразу не прошла: картридж был просто закреплен, но не выставлен по азимуту и углу горизонтальной коррекции. Так что запаситесь специальным шаблоном и зеркальцем, чтобы установить его по всем правилам. Проигрывание тестового «Vynil Essentials» выявило еще несколько проблем.

Звукосниматель смог прочесть дорожки 40, 50 и 60 микрон, а при больших амплитудах выдал заметные искажения. Резонанс подвижной системы пришелся ровно на 10 Гц, однако раскачка тонарма достигала угрожающих значений, что говорит о недостаточном демпфировании. Повышен и уровень рокота. В остальном к механике PM-9901 претензий нет: детонация не заметна, скорость не плавает, регулировки тонарма достаточны, а его лифт работает четко и аккуратно.
Качество звучания этой вертушки полностью определяет звукосниматель. Именно к нему у меня возникло больше всего претензий. AT 90, несмотря на сверхлегкий карбоновый кантиливер, все же самая простая головка в бюджетной 90-й серии, вдобавок со сферической иглой.
Она выдает жесткий сердитый верх (даже увеличение входной емкости в фонокорректоре ситуации не исправляет - утрачиваются и без того немногочисленные детали, но дисканты остаются агрессивными).
Басовый диапазон передается с гулкими призвуками, а самые низкие составляющие в дефиците. Стереобаланс смещен, звуковая сцена размыта. Впрочем, для проигрывания изрядно изношенных дисков такая головка - то что надо.
Для ценных винилов можно запастись более продвинутым звукоснимателем, который превратит PM-9901 в универсальный аппарат.

Производитель: Sherwood (США)
Скорость вращения: 33,33 и 45 оборотов в минуту
Звукосниматель: Audio-Technica AT 90
Тонарм: Audio-Technica, 8,6''
Ширина: 450 мм
Глубина: 350 мм
Высота: 45 мм
Вес проигрывателя: 9,6 кг
Уровень рокота: -55 %
Детонация: ±0,15 %
Цена: €295

НАШ СОВЕТ
Замена картриджа станет секундным делом, если вы купите для новой высококлассной головки дополнительный шелл (обращайтесь к дилерам Audio-Technica).
ПОРАДОВАЛО
Аппарат удобен в использовании. Имеет регулировку скорости. Диск раскручивается и останавливается очень быстро. Быстросъемное крепление звукоснимателя.
ОГОРЧИЛО
Качество звучания штатного картриджа со сферической иглой оставляет желать лучшего. Повышен уровень рокота. Недостаточно задемпфирован тонарм.




Виниловый проигрыватель Thorens ТD-240G



ЗВУКОВАЯ СЦЕНА НАМНОГО ЧЕТЧЕ, НИЖНИЙ РЕГИСТР ПРОРАБОТАН НЕ В ПРИМЕР ДЕЛИКАТНЕЕ, А ДЕТАЛИ В ВЕРХНЕМ ДИАПАЗОНЕ ПЕРЕДАНЫ БОЛЕЕ ЯВНО

О более чем столетней истории компании Thorens, штаб-картира которой находится в Швейцарии, а основные производственные мощности расположены в Германии, можно написать брошюру, а обо всех выпущенных ею проигрывателях - и вовсе целую энциклопедию. Впрочем, я допускаю мысль, что такая уже существует. Эта фирма оказала настолько сильное влияние на развитие индустрии воспроизведения винила, что ее марка в Европе стала именем нарицательным. Как мы копировальные аппараты приучились называть «ксероксами», а всякие внедорожники - «джипами», так и там любые проигрыватели иногда называют «торенсами».
Модель ТD-240G с ее трогательными рычажками управления кому-то покажется музейным экспонатом, а кому-то напомнит о временах, когда похожие автоматические вертушки пытались производить в СССР. Ее корпус сделан из дерева, составным и массивным. Устанавливается он на четыре цилиндрические ножки с закругленными опорами.
Удивительно, но выглядит аппарат при этом довольно изящно: под невысокой прозрачной пылезащитной крышкой компактно расположилась непривычно легкая алюминиевая платформа с трехмиллиметровым войлочным матом и 21-сантиметровый тонарм с простым трубчатым коромыслом, зато с хитрой системой автоматического старта и магнитным антискейтингом.
Для своих времен ТD-240G c пассиковым приводом и электронным переключением скоростей слыл аппаратом продвинутым и универсальным. До наших дней он дожил благодаря удачной конструкции и хорошим характеристикам. Единственный огорчающий момент - цена.
Точнее, не она, а ее отношение к стоимости штатного звукоснимателя Audio-Technica AT 95 E, который в розницу продается по €35 (для сравнения: у вертушки Goldring GR2 на картридж приходится аж треть цены всего проигрывателя).
У нас уже был прецедент, когда неплохой аппарат проигрывал по звучанию своим конкурентам только из-за этого неразумного баланса.
Еще до прогонки неизменным «Vinyl Essentials» я сделал одно важное наблюдение. ТD-240G, несмотря на массивный корпус и мощные опоры, посредственно защищен от механических колебаний, поэтому устанавливать аппарат следует на исключительно надежную и виброзащищенную стойку. Итог проверок был предсказуем.
Современный японский картридж без проблем прошел 70-микронную дорожку и почти неискаженно звучал на 80-микронной. А вот тонарм слегка подкачал. Резонанс пришелся на 12 Гц и был достаточно силен, чтобы головку едва не выкинуло с дорожки. В принципе, настроен тонарм правильно и головку с более податливым кантиливером ставить резона нет, но степень демпфирования системы недостаточна.
Говоря же о звучании, снова приходится делать поправку на «фирменный» почерк звукоснимателей Audio-Technica 90-й серии. Звук одновременно и басистый, и резкий (к счастью, в гораздо меньшей степени, чем у первого аппарата в тесте с головкой этой марки).
Есть у ТD-240G и сильные стороны: звуковая сцена намного четче и теряет стабильность лишь на сложных симфонических пассажах, нижний регистр проработан не в пример деликатнее, детали в верхнем диапазоне переданы более явно. Лишь потом меня осенило: вертушку с таким звучанием надо включать в систему тех же времен! Тогда все придет в гармонию.

Производитель: Thorens Export Company Ltd (Германия)
Скорость вращения: 33,33, 45 и 78 оборотов в минуту
Звукосниматель: Audio-Technica AT 95 E
Тонарм: Thorens TP21
Ширина: 440 мм
Глубина: 360 мм
Высота: 119 мм
Вес проигрывателя: 8,5 кг
Уровень рокота: -72 %
Детонация:±0,07 %
Цена: €550

НАШ СОВЕТ
Самый простой способ заставить звучать бюджетный картридж Audio-Technica в системе с высоким разрешением - подобрать корректор с повышенной входной емкостью.
ПОРАДОВАЛО
Наличие автоматического старта и остановки упрощает процесс прослушивания неопытному меломану. Детальный и динамичный звук с подробной стереосценой.
ОГОРЧИЛО
Тонарм недостаточно задемпфирован. Проигрыватель мог бы показать гораздо лучший результат с более совершенным звукоснимателем.